Еврокомиссия (ЕК) предлагает считать газовую и атомную энергетику “зеленой” на период перехода к безуглеродной экономике. Это серьезно меняет вектор развития всей европейской энергетики, а также означает снижение потенциальных рисков для российского экспорта электричества, сырья и некоторых других товаров.

Россия — крупнейший поставщик газа в Европу, занимающий более трети рынка, а также один из основных экспортеров электроэнергии в страны Балтии и Финляндию. Только экспорт газа в 2021 году по предварительным оценкам принес в бюджет нашей страны 16 млрд долларов. Но если поставки газа в Европу остались практически на прежнем уровне, то экспорт электроэнергии вырос в 2,2 раза, по сравнению с 2020 годом, и достиг 25 млрд кВт*часов. За 9 месяцев прошлого года электричества на экспорт ушло на 804 млн долларов. В том числе на экспорт идет энергия, выработанная на атомных и газовых электростанциях.

До прошлого года Европа всерьез нацеливалась на полный отказ от атомной энергетики, несмотря на несогласие некоторых стран. Также в ЕС активно обсуждались перспективы постепенного отказа от газа как сырья для генерации электроэнергии. С 2026 года должен заработать механизм транснационального углеродного регулирования Евросоюза, который затрагивает экспорт российских товаров, сырья и электричества. Окончательные параметры механизма еще обсуждаются, но смягчение отношения ЕС к газу и атомной энергетике должно снизить риск потерь для российских экспортеров. Ранее по предварительным оценкам они могли составить до 7,6 млрд долларов в год.

Причины, почему ЕС решил поменять цветовую дифференциацию энергоресурсов, кроются в кризисе 2021 года. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), на которые в последние годы делалась ставка в Европе, не оправдали надежд, страны Старого Света столкнулись с дефицитом энергии, что привело к рекордному росту цен на газ, уголь и, как следствие, электричество.

Но это не означает, что Европа отказывается от своего “зеленого” курса, просто адаптируется к обстоятельствам и нынешним реалиям. Признание газа и атома сопровождается серьезными дополнительными условиями. Например, к АЭС предъявлены строгие требования по обращению с отходами. Эти решения дают европейской энергетике больше гибкости и меньше догматизма, ведь “зеленый” характер источника должен определяться не названием, а хотя бы углеродным следом, не говоря уже о других экологических эффектах.

Европейский энергокризис 2021 года заставил Старый Свет пересмотреть “зеленую политику”.

А за безуглеродный статус атомной энергетики сражение ведется уже продолжительное время. За это выступали Франция и еще девять европейских стран. Но АЭС так и не получили бессрочного безуглеродного статуса. Предполагается, что инвестиции в атомную энергетику будут осуществляться до 2045 года.

С точки зрения экспорта электроэнергии, то ее экспортеры смогут получить некоторые преференции по трансуглеродному сбору ЕС, если, например, удастся подтвердить генерацию энергии на атомной станции. Это позволит снизить потенциальную плату по углеродному налогу.

Решение ЕК имеют рекомендательный характер, их должны оценить и одобрить Совет стран ЕС и Европарламент.

Окончательный вердикт по этому вопросу должны принять в этом году, чтобы с 2023 года новые правила вступили в силу. Ранее некоторые члены ЕС выступили с более радикальным предложением — на переходный период считать “зеленой” газовую энергетику, а атомную безоговорочно признать “зеленой”.

Автор публикации

не в сети 6 дней

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 264Регистрация: 12-02-2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*


Генерация пароля
error: Content is protected !!