Архитектурные элементы от А до Я

Портик, капители, пилястры… Эти слова могут вызывать ужас и непонимание, а могут рассказать, когда и зачем построили то или иное здание. Кажется, что разобраться в многообразии архитектурных элементов невероятно сложно. Но на самом деле всё легко и просто!
В большинстве случаев назначение здания влияет и на его облик. Например, огромные витрины (не обязательно только на первом этаже) говорят, что перед нами магазин. Из истории известно, что сначала торговали на рынках, где прилавком служила расстеленная ткань. Позже начали строить склады и магазины. А в русских городах появились гостиные дворы в виде площади, обнесенной стеной с башнями и проездными воротами. Торговые помещения в них размещали по внутреннему периметру и объединяли галереей. До сих пор гостиные дворы легко узнать по открытым на улицу аркадам и колоннадам. Иногда из-за недостатка места магазины размещали на первых этажах домов, где жила семья торговца. А когда технологии позволили производить листовое стекло большого размера, в магазинах появились огромные витрины, позволяющие показать продаваемый товар.
В XIX веке появились универсальные магазины, а в XX — торговые центры и пассажи, где магазины располагаются ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием. Четко выраженные устремленные ввысь архитектурные элементы присущи культовым зданиям. Это может быть шпиль, купол с крестом, полумесяц, башня минарета. Да и вообще церковь, к какой бы конфессии она ни принадлежала, не спутаешь ни с одним другим зданием. Исключение — баптистские молельни, которые могут размещаться абсолютно в любом помещении.


Театры со временем также практически не изменились: ряды сидений располагаются друг над другом под наклоном, чтобы с любого места сцена была хорошо видна, сцена находится над оркестровой ямой, а за сценой размещаются грим-уборные и складские помещения. В Древнем Риме здания для зрелищ назывались амфитеатрами, и современные театры также унаследовали это название для части своих залов. Круглые в плане дома без внутренних перекрытий строили обычно для манежей, ипподромов или цирков. Причем последние легко опознать по характерному шатру.
Здание городского самоуправления в Европе называют ратушей. Она также выделяется среди других построек: обычно над крышей возвышается многоярусная часовая башня — символ политической самостоятельности города. На ней раньше размещали колокола для оповещения граждан. В России такое же строение имеют здания пожарно-полицейских частей.
Планировка музеев также прошла сквозь века без изменений: серии просторных галерей проходят по центру здания, а галереи меньшего размера — по бокам. Но это справедливо только если здание изначально строили для размещения музейной коллекции. Конечно, больше всего в городах жилых зданий. Но один дом другому рознь. Например, замок — оборонительное сооружение, поэтому мы видим мощные стены с узкими окошками, зубцами, бойницами и дозорными башнями. В Русских городах замки не строили, но строили особые крепости — кремли или детинцы. Там можно было укрыться в случае опасности. Суровый крепостной характер носили и первые христианские монастыри с мощными стенами и башнями. Окружая город, они становились своеобразным оборонным поясом.
Дворец — место проживания аристократов, и здесь на первый план выходят красота и удобство, а не защита от врагов. Анфилада дворца (ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, расположенных на одной оси) объединяет многочисленные комнаты для торжественных приемов и церемоний, а вовсе не для дуэлей и хранения оружия.
В Средние века между замками и дворцами особой разницы не было: в первых располагались роскошные апартаменты, а вторые могли выдержать длительную осаду. Но уже в XVII веке дворцы превратились в витрину для демонстрации благополучия хозяев и стали лишь отдаленно напоминать замки. А в XIX веке промышленные магнаты строили для себя огромные дома, которые по виду ничем не уступали дворцам. Но уж чего точно невозможно представить, так это дворцов в 5 и более этажей.
Многоэтажные здания строили для жизни, сдачи квартир внаем (доходные дома, обычно с одинаковыми по планировке квартирами), а сейчас строят еще и для работы (офисные здания). Причина увеличения количества этажей проста: земля дорогая, и ее мало. История жилых зданий условно начинается в каменном веке. Тогда строили примитивные шалаши из подручного материала. С переходом к оседлому образу жизни стали строить прямоугольные (реже круглые) дома с крышами, напоминающими современные.
На Руси строили избы — деревянные срубные дома. Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями (неотапливаемой нежилой части); избы, сеней и клети (неотапливаемого хозяйственного помещения); двух изб с сенями. Нередко здесь не только жили люди, но и держали скот.

Избу с безтрубной печью называют курной или черной, избу с трубой — белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или «красный» угол. Сбоку от печи под потолком настилали полати, на которых спали дети, внизу — деревянный ящик-голбец. Но пока крестьяне и простой люд жили в избах, дворяне строили себе терема — отдельно стоящие высокие дома на подклете (нижнем хозяйственном этаже).
Несколько жилых и дворовых строений объединяли сенями и переходами в хоромы — тогда теремом называли верхний жилой ярус над сенями. В Средние века жилой дом простых людей представлял из себя один большой зал, служивший одновременно и кухней, и столовой, и спальней. А дворяне строили себе палаты — каменные или деревянные здания в два или более этажей с многочисленными помещениями. С XVII века палаты все больше напоминали дворцы с главным домом и флигелями (вспомогательными пристройками). А вскоре комнаты вошли в жизнь людей победнее.
Со временем этажность домов и количество помещений росло. Комнаты собирались в квартиры, которые складывались в многоэтажный жилой дом. Все это росло, пока не выросло в небоскребы.
По внешнему облику можно понять не только о назначении здания: архитектурные элементы хранят еще много секретов. Например, по количеству дымовых труб можно определить, сколько в доме каминов, а значит — насколько богат его владелец. Камин был роскошью, и поэтому трубы украшали, чтобы похвастаться перед соседями. А вот мезонин (полуэтаж) наоборот показывал, что хозяин любит счет деньгам и стремится сэкономить на налогах, ведь мезонин не считался жилым, и налоги за него не платили.

А — Антаблемент. Арка.

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены. В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен. Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком. Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.

Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей. Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам. Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки. Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее. Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.

Б — Балюстрада. Башня.

Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой. Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.

Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля. Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.

В — Витраж

Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.

Г — Галерея

Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен. Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью. Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.

Д — Декор

Декор — украшения наружных и внутренних поверхностей. Декор может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Для украшения зданий могут использовать образы (например, изображение Олимпийских Богов), предметы (например, оружие) и микроархитектуру (пинакли, шпили, щипецы, консоли, балдахины, пояски). Также в качестве орнамента нередко используют растительные, животные и геометрические мотивы. При этом они не всегда реалистичны. Часто это просто стилизация, отдаленно напоминающая оригинал. Обычно в орнаменте многократно повторяют один мотив или чередуют два разных элемента.
Акант, аканф — декор в виде листьев травянистого растения акант. Это основной мотив коринфского и композитного ордера.
Арабески — орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, иногда с арабскими надписями.
Барельеф — рельеф, где выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину высоты.
Бегунец — декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.
Букрании — декор в виде бычьих черепов.
Бут — гранитный валун.
Десюдепорт — живописное или скульптурное панно над дверью.
Виньетка — небольшой лепной орнамент или сюжет.
Вазон — барочное украшение в виде вазы без крышки.
Герма — четырехгранный столб с завершением в виде головы бога Гермеса.
Гильотировка — рисунок из переплетающихся кругов.
Гирлянда — барочный орнамент в виде сплетенных листьев, цветов и фруктов.
Горельеф — рельеф, где выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона на половину и более высоты.
Граффити — изображения или надписи, выцарапанные на стенах и других поверхностях.
Гребешок — фигурные завитки, украшающие верх стены и оконные наличники.
Гризайль — декоративная живопись оттенками одного цвета (обычно серого или коричневого), имитирующая объем.
Дентикулы — ряд небольших прямоугольных выступов-зубчиков.
Дынька — утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах, характерное для русской деревянной и каменной архитектуры XIII — XVIII веков.
Ионики (овы) — орнамент в виде яйцеобразных выпуклостей. Ионики похожи на ряд яиц со срезанными верхушками, между которыми вставлены дротики или стрелы.
Картуш — украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, окруженного лентами или листвой. На картушах помещают герб, эмблему или надпись и размещают над входом во дворец.
Лепнина — рельефные украшения, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона.
Мозаика — художественное изображение из разноцветных мелких камешков, кусочков смальты и цветной глазурованной керамики.
Маскарон — рельеф в виде маски, изображающей человеческое лицо или голову животного. Используют в классицизме, барокко и модерне.
Медальон — лепной или резной рельеф, роспись, мозаика в овальном или круглом обрамлении.
Молдинг — накладная выпуклая планка с поперечными сечениями.
Меандр — геометрический орнамент в виде ломаной под прямым углом линии. Он назван по имени очень извилистой реки Меандр в Малой Азии.
Наборная колонка — декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов. Был популярен в древнерусском зодчестве.
Панно — обрамленная рамой или рамкой орнамента часть стены, заполненная живописным или скульптурным изображением.
Поребрик — ряд кирпичей, уложенных под углом к наружной поверхности стены.
Путти — скульптурное или живописное изображение младенцев. Крылатые фигурки пухлощеких малышей — Купидоны, Амуры или Херувимы. Часто их изображают с луками. Путти и Купидоны были особенно популярны в эпоху барокко.
Руст — рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью. Руст создает впечатление мощи, массивности здания.
Раковина, рокайль — орнамент в виде стилизованной раковины. Это главный мотив рококо и нарышкинского барокко.
Розетка — орнамент в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких одинаковых листьев, радиально расходящихся из сердцевины. В готике орнамент принял форму круглой оконной розы и стал отличительным признаком готической архитектуры.
Сграффито (граффито) — декоративная отделка фасадов нанесением нескольких тонких разноцветных слоев штукатурки и последующим процарапыванием верхнего слоя до нижнего (фонового).
Сухарики (дентикулы) — ряд направленных вниз зубчиков.
Смальта — цветное непрозрачное стекло. Смальту изготавливали выплавкой стекла с солями и оксидами металлов.
Урна — декоративный сосуд с крышкой.
Филенка — декоративная прямоугольная выемка на гладкой поверхности деревянной стены или двери окаймленная профилированной рамкой.
Фреска — живопись по сырой штукатурке. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную пленку, защищающую фреску.
Флагодержатель (флагшток) — декоративный кронштейн для крепления флага к фасаду стен.
Шеврон — орнамент в виде зигзага.
Ширинка — квадратная или прямоугольная выемка в стене каменного здания, окаймленная профилированной рамкой. Внутри нее иногда помещают изразец или лепнину. Часто здания украшали поясом из ширинок.

Е — Епанча

Епанча — обрамление низа луковичных глав (декоративных завершений барабана) в виде пояса. Епанча находится на стыке главы и барабана — цилиндрического или многогранного основания купола. Барабан может быть световым (с окнами), его также называют фонарем. А глухой барабан (без окон) называют шеей.

Ё — Курдонёр

Курдонёр — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. Обычно курдонёр отделяют от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Для въезда к парадному входу используют прямоугольную или криволинейную наклонную площадку — пандус. А если здание поставлено на подиум (высокую платформу), то с одной из сторон устраивают маршевую лестницу (из одного пролёта, который заканчивается площадкой). Нередко она ведёт на террасу — приподнятую над землей открытую площадку с твердым покрытием. Обычно украшают балясины и перила лестниц, но иногда декорируют и подступёнок (вертикальную часть ступени) и проступь (верхнюю горизонтальную поверхность ступени).

Ж — Жиковина

Жиковина (жуковина) — фигурная дверная петля, размещенная поперек дверного полотнища.

З — Закомара

Закомара — полукруглое, треугольное или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее внутренний свод. Ложную (не повторяющую внутренней формы свода) закомару называют кокошником и используют только для декора. Кокошники располагают на стенах, сводах, а также уменьшающимися ярусами у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий. В период узорочья кокошниками также украшали окна, а многолучевой кокошник над окном, очертаниями напоминающий корону назывался коруна.

И — Изразцы

Изразцы — керамические изделия в виде плит из обожженной глины, которые сзади имеют коробчатый выступ (румпу) для крепления изразца в кладке. Изразцы могут быть гладкими или рельефными. С лицевой поверхности изразцы покрывают глазурью (стекловидным покровом) или оставляют неглазурованными (терракотовыми). Изразцы, покрытые глазурью зеленого цвета, называют муравлеными, а изразцы с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками, — майоликой.

К — Колонна

Колонна — цилиндрический столб, поставленный вертикально. В каркасных зданиях колонны несут нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них элементов. Ствол колонны (фуст) покоится на базе (основании, от basis — нога), нижнюю часть которой (плинт) обычно исполняют в виде квадратной плиты. Венчает колонну капитель (от caputus — голова), которая соединяется со стволом с помощью валика (астрагала). Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, переходя с помощью эхина к квадратной плите (абаке). Капители архитектурных ордеров легко узнаются. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин. У ионической капители на эхине вылеплены два спиральных завитка с кружком («глазком») в центре (волюты). Коринфскую капитель украшают завитками листьев аканта. Кстати, иногда форму волюты придают архитектурным деталям, консолям карнизов, обрамлениям порталов, дверей, окон. Изредка волюты разворачивают вверх. Ствол колонны обрабатывают вертикальными желобками (каннелюрами). Причем каннелюры допустимы на колонне любого ордера, кроме тосканского. В дорическом ордере возможно не более 20 каннелюр на колонну, а в ионическом — 24 каннелюры. Иногда колонна имеет небольшое расширение в нижней части (энтазис), чтобы скрыть иллюзию вогнутости ее ствола. А кубышчатая колонна расширяется в центральной части. Но не всегда колонны имеют форму столба. Кариатида (скульптура стоящей женской фигуры, названная в честь жриц храма Артемиды в Кариях) — это тоже колонна. Есть и мужской вариант колонны — Атланты. По легенде, Атлантам Зевс приказал держать на плечах небесный свод в наказание за участие в борьбе против Богов.

А ряд колонн, объединенных антаблементом или общим перекрытием, с одинаковым пролетом между рядом стоящими колоннами (интерколумний) называют колоннадой. Колоннады используют в виде портиков и галерей, а также для разделения помещений. Иногда колоннада становится самостоятельным сооружением.

К — Контрфорс

Контрфорс — вертикальный выступ или ребро, усиливающее стену. Также это может быть отдельно стоящая опора, связанная со стеной аркбутаном (наружной полуаркой). Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся к основанию. Контрфорсы строили в виде устоев, примкнутых к стенам вокруг всего сооружения на некотором расстоянии друг от друга. Их пристраивали в тех местах, где в стену упираются подпружные арки, несущие своды и барабан купола — то есть нагрузка на стену наибольшая.

Л — Лопатка

Лопатка — фальшивая колонна в виде выступа из стены. В отличие от пилястры она не имеет базу и капитель. Лопатка и пилястра могут быть конструктивным утолщением или просто декоративным элементом, членящим стену. В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

М — Мезонин

Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома, нередко с балконом. В России мезонин стал популярен в XIX веке как один из способов увеличить жилую площадь. Тогда налог платили за каждый этаж, а мезонин полноценным этажом не был, поэтому позволял сэкономить на налогах.

Н — Ниша

Ниша — углубление в стене здания для установки статуй на постаменте (архитектурном основании), ваз, размещения встроенных шкафов. Полукруглую глубокую нишу называли экседрой, а нишу, обрамленную колоннами или пилястрами и увенчанную фронтоном, — эдикулой.

О — Облом. Оконница

Обломы (мулюры, профили) — архитектурные элементы, расположенные по горизонтали на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах, базах колонн для усиления декора. Иногда обломы размещают также по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (на архивольтах арок) или ломаной линии (обрамления порталов, окон). Вал в поперечном сечении представляет собой полуокружность или четверть окружности. А вогнутый профиль называется выкружкой. Подобными деталями декорируют базы и капители колонн. Каблучок также состоит из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; а обратный каблучок (выпуклая дуга внизу) — в базах колонн, цоколях. Полка — горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и т.д. Иногда полку используют для защиты от осадков.

Оконница — оконный переплет, в который вставляют куски слюды или стекла, связанные свинцовыми скрепами (например, в виде металлической решетки). Боковая поверхность оконного проема называется откос, щека или плечики. При этом щеками называют параллельные откосы бойниц или узких окон. А плечиками — трапециевидные откосы, расходящиеся внутри помещения (в такое окно можно просунуть только голову, хотя в проеме стены поместятся и плечи). Обычно оконный или дверной проем обрамляет наличник в виде накладных фигурных планок. Функционально он прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Обычно окна имеют прямоугольную форму. Но, например, в готических и романских постройках нередко делают круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка (роза). А в эпоху барокко появились овальные окна — «бычий глаз». Двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном называется венецианским. А арочное окно, разделенное вертикальными перемычками на три части — итальянским. Нередко можно увидеть мансардное окно в скате крыши или куполе (люкарну). Его рама обычно стоит в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает ее. Люкарну используют не только для освещения, но и как часть декора. А в утилитарный целях к домам пристраивают неотапливаемое застекленное с 2-3 сторон помещение — веранду. В отличие от террасы, веранда всегда остеклена.

П — Портик

Портик — ряд колонн перед фасадом здания под одним антаблементом и фронтоном (или только антаблементом). Открытый с одной стороны, с противоположной стороны портик ограничен стеной. Обычно портик объединяет 2 (дистиль), 4 (терастиль), 6 (гексастиль) или 8 (окстастиль) колонн. Нередко за портиком скрывается портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Р — Ризалит

Ризалит — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания.

С — Свод. Сень

Свод — перекрытие, опирающееся на стены или точечные опоры. Нижнюю часть свода называют пятой свода. Очень долго строительство куполов (перекрытия в виде полусферы) было сложной задачей. Но с изобретением парусов (тромпов) она стала решаемой. Паруса обеспечивают переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Они имеют форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Внутри свод может быть украшен плафоном (произведением монументально-декоративной живописи или скульптуры) или кессонами (квадратными или многоугольными декоративными углублениями). Снаружи свод покрывает кровля. Скаты (наклонные поверхности) кровли встречаются в ендове (месте пересечения), и в зависимости от количества скатов, их формы и угла могут образовывать клинчатую кровлю (остроугольную двухскатную крышу), вальмовую крышу (четырехскатную кровлю с треугольными скатами по торцовым сторонам), шатер или палатку (четырехгранную, восьмигранную или многогранную пирамиду), бочку (кровлю с плавными криволинейными скатами и расширением в нижней части) или крещатую бочку, образуемую двумя взаимно пересекающимися бочками. Для защиты нижележащих стен от осадков делают капельники (специально загнутые края кровли) и полицы на шатровых крышах (вынос кровли). В крыше могут быть устроены окна (слухи), но чаще на чердаке устраивают жилое помещение — мансарду. Двухскатная крыша мансарды состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. И сейчас его именем называют любое чердачное помещение. Конечно, крыши зданий украшают. Чаще всего с помощью антефикса (украшения у карниза в виде гирлянд из стилизованных пальмовых листьев или плитки с рельефом) и пандатива (скульптурного украшения на вершине свода).

Сень (балдахин) — богато украшенный навес на поддерживающих столбах. Над окнами обычно делают декоративные валики — бровки или полки. Они также служат для отвода воды. А полка над дверью называется лобик. При этом перемычка дверного проема может оставаться арочной.

Т — Тяга

Тяга — горизонтальный или вертикальный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, тяга состоит из архитектурных обломов.

У — Уши

Уши — криволинейные или прямоугольные выступы наличника, симметрично расположенные по разные стороны от верхней части проема.

Ф — Фронтон

Фронтон — треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады. По бокам его ограничивают два ската, а у основания — карниз. Поле фронтона (тимпан) часто украшают скульптурой или лепниной. Обычно фронтон используют для декора дверей и окон зданий. Фронтон может быть килевидным (напоминать перевернутый киль корабля), лучковым (напоминать натянутый лук), полукруглым (с полуциркульным завершением), прерванным (с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна), разорванным (обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах), раскрепованным (с выступающими вперед частями), самцовым (сложенным из бревен), ступенчатым (в виде уменьшающихся кверху ступеней), трапециевидным (в виде трапеции), треугольным (в виде равнобедренного треугольника). Ряд треугольных кровель-фронтонов образуют фронтонный пояс. Украшает фронтон акротерий —насадка на острие, конце или вершине в форме вьющихся растений или скульптурных фигур.

Х — Хоры

Хоры — балкон, галерея или лоджия внутри парадного зала или в церкви.

Ц — Цоколь

Цоколь — лежащая на фундаменте нижняя, обычно немного выступающая, утолщенная часть наружной стены здания. Обычно его декорируют. Цоколь может быть ступенчатым, и тогда его называют стереобатом, а его верхнюю ступень стилобатом.

Ч — Четверик

Четверик — в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций зданий. Нередко четверик сочетается с восьмигранной частью (восьмериком) — так называемый, «восьмерик на четверике».

Ш — Шпиль

Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль венчают флагом, флюгером (вращающееся завершение, которое показывает направление ветра), эмблемой или скульптурой.

Щ — Щипец

Щипец — верхняя часть торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная снизу карнизом. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг. Поле вимперга украшают ажурной или рельефной резьбой, по краям вимперг обрамляют каменными деталями и венчают флероном (крестоцветом — украшением в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня).

Ы — Бойницы

Бойницы — отверстия в крепостных стенах для стрельбы. Одной из разновидностью стали машикули — навесные бойницы. Также в качестве бойниц использовали зубцы (мерлон) — выступы крепостной стены или башни в форме «ласточкин хвост» (с раздвоением в верхней части). Сейчас бойницы утратили оборонительное значение. Теперь их используют только как декоративный элемент.

Ь — Консоль

Консоль (кронштейн) — выступ в стене, поддерживающий другие выступающие части здания, например, балкон или карниз. Обычно кронштейны и консоли декорируют.

Э — Эркер

Эркер — закрытая выступающая из плоскости стены часть здания в несколько этажей или во всю высоту фасада кроме первого этажа. Эркеры появились из-за нехватки места на тесных европейских улицах. Тогда, чтобы увеличить жилую площадь, у зданий появились выступающие части на уровне второго этажа и выше. Обычно эркер снабжен окнами, но может быть остеклен по всему периметру. Выступающий из стены балкон — по сути тоже эркер. Этим он отличается от лоджии — открытого с одной или нескольких сторон углубленного помещения.

Ю — Юбка

Юбка — карниз или козырек по всему периметру здания.

Я — Ярус

Ярус — этаж. Бельэтаж — второй снизу, после цокольного, этаж здания. Обычно он более высокий, чем первый, и в нем располагают парадные анфилады комнат. А над зданием обычно строят цилиндрический бельведер, откуда открывается далекий вид. Это может быть и ротонда — круглая в плане постройка с куполом, по периметру которой обычно расположены колонны.

Автор публикации

не в сети 3 дня

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 91Регистрация: 12-02-2020

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*


Генерация пароля
error: Content is protected !!