Участок строительства набережной расположен в Петроградском районе Санкт-Петербурга на стрелке Каменного острова в его восточной части. Каменный остров является одним из 42-х островов дельты Невы. С севера его омывают воды реки Большой Невки, с юга — реки Малой Невки, с запада — реки Крестовки. Граница начала работ по реконструкции набережной реки Большой Невки и набережной Малой Невки в границах от Ушаковского до Каменноостровского моста проходит по стенке набережной – Каменноостровский мост; верховой открылок правобережного устоя (ПК0+00,0). Граница конца работ – Ушаковский мост; верховой открылок левобережного устоя ПК7+35,94. Общая протяженность участка реконструкции набережной – 735,94 м.

Участок строительства набережной располагается на территории объектов культурного наследия:

  1. Дворец Каменноостровский и стрелка Каменного острова с «Угольным садиком», Берегоукрепление р. Малой Невки и реки Большой Невки в границах территории Дворца Каменноостровского — объекты культурного наследия федерального значения в соответствии с Постановление Правительства РФ №527 от 10.07.2001г
  2. Парк «Тихий отдых» — объект культурного наследия регионального значения в соответствии с решением Ленсовета №849 от 31.10.1988.

В границах проектирования проектной документацией предусмотрена реконструкция существующего берегоукрепления. На длине 667,24 м в виде набережной полуоткосного типа с озелененным откосом (уклон 1:2,5), а на стрелке Каменного острова в районе «Угольного садика» на длине 47,5 м в виде высокой набережной.

Проектируемая стенка набережной архитектурно оформляет берега Каменного острова и предотвращает размыв берегов. На стрелке Каменного острова предусмотрена видовая площадка с гранитным мощением и декоративными высокохудожественными вазонами, с которой открываются панорама водной глади Большой и Малой Невки и ее берегов.
В створе Каменноостровского дворца на р. Малой Невке предусмотрено строительство спуска №1 шириной 10,6 м, а в створе Строгановских ворот на р. Большой Невке предусмотрено строительство аналогичного спуска №2.

Отметка карнизного камня набережной полуоткосного типа принята 1,310 (БС) по аналогии с существующим берегоукреплением участков рек ниже по течению Каменноостровского и Ушаковского мостов.

Отметка карнизного камня высокой набережной 3,000 (БС).

Отметка верхней площадки спуска №1 – 2,610 (БС) и спуска №2 — 2,310 (БС) приняты исходя из планировочных отметок прилегающей к данным участкам берегоукрепления территории парка Каменноостровского дворца.

Отметки бровки озелененного откоса также исходя из планировочных отметок прилегающей к данным участкам берегоукрепления территории парка приняты:

  • на участке от открылка Каменноостровского моста до спуска № 1 в створе Каменноостровского моста 2,200 (БС);
  • на участке от спуска № 1 до высокой подпорной стенки 2,500 (БС);
  • на участке от высокой подпорной стенки до спуска №2 в створе Строгановских ворот и от спуска №2 до открылка Ушаковского моста 1,500 (БС).

За красную линию стенки набережной принята линия пересечения фасадной поверхности фасадных блоков стенки набережной с горизонтальной плоскостью на отметке 1,310 (БС).

Нормативная нагрузка на призме обрушения для стенки набережной принята 2,0 т/кв.м.

Проектной документацией предусмотрено сохранение основных существующих планово-высотных решений проезжей части и тротуаров по набережной Малой Невки, а также прилегающей к реконструируемому берегоукреплению территории.
Набережная полуоткосного типа.

  • набережная Большой Невки

Набережная полуоткосного типа представляет собой низкую банкетную стенку на свайном основании с фасадными сборными ж.б. блоками, объединенными со сваями монолитной железобетонной плитой ростверка. Фасадные блоки облицованы гранитом розового цвета. Уклон фасадной грани блоков 20:1.
Бетон блоков и плиты ростверка – В25 F200 W6.
Свайное основание предусмотрено 2-х типов.

1 тип набережной

Передний вертикальный сплошной ряд из ж.б. шпунтовых свай толщ. 16см и два ряда (вертикальный и наклонный 3:1) призматических ж.б. свай сечением 35х35см. Сваи погружаются сваебойной установкой типа Юнттан.

2 тип набережной

Передний вертикальный сплошной ряд из стальных шпунтовых панелей ПШС и задний вертикальный ряд из призматических ж.б. свай сечением 35х35см. Сваи погружаются высокочастотным вибропогружателем. Тип 2 свайного основания предусмотрен в зоне влияния строительно-монтажных работ (зона риска) на здания и сооружения окружающей застройки, и на участках стенки набережной где по согласованию КГИОП и КБДХ требуется сохранение зеленых насаждений вдоль береговой линии р. Большой Невки.

Учитывая неоднородность инженерно-геологических напластований грунтов и глубины залегания несущего слоя на протяжении участка проектирования, в конструкции применены сваи:

  • ж.б. шпунтовые сваи длиной 6, 7,5 и 9 м;
  • призматические ж.б. сваи сечением 35х35см диной 12, 14, 16 и 18 м;
  • стальные шпунтовые панели ПШС длиной 12, 16 и 18 м.

Для Типа 1 шаг свай 1,4 ÷ 1,6 м.
Расчетная нагрузка на передние вертикальные сваи – 33,0 (36,0)т, на задние наклонные сваи – (-) 21,0 т.
Для Типа 2 шаг свай 1,25м и 1,5 м.
Расчетная нагрузка на передние вертикальные сваи – 22,0 т, на задние наклонные сваи – (-) 13,0 т.

В качестве несущего слоя приняты супеси пылеватые с гравием и галькой твердые:

  • угол внутреннего трения φI= 27о
  • сцепление сI = 0,46кг/кв.см
    -показатель текучести JL = — 0,39
  • коэффициент пористости e = 0,385
  • модуль деформации Е = 210кг/кв.см
    и супеси пылеватые с гравием и галькой пластичные:
  • угол внутреннего трения φI= 27о
  • сцепление сI = 0,05кг/кв.см
    -показатель текучести JL = 0,25
  • коэффициент пористости e = 0,366
  • модуль деформации Е = 170кг/кв.см

В соответствии с техническими условиями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» погружение свай в зоне подводного перехода водоводом d 529мм возможно производить на расстоянии не менее 2-х метров. В свайном основании стенки по Типу 2 (передний вертикальный сплошной ряд из стальных шпунтовых панелей ПШС и задний вертикальный ряд из призматических ж.б. свай сечением 35х35см) предусмотрен разрыв, перекрытый щитом из ж.б. шпунтовых свай. Плита ростверка на длине 16,5м в зоне водовода уширена для возможности погружения на этом участке дополнительного ряда из призматических ж.б. свай сечением 35х35см.

Откосы набережной 1:2,5 отсыпаны песком с укреплением двойным посевом трав по растительному слою и мату Энкамат. В конструкции набережной полуоткосного типа предусмотрена установка на карнизном камне рымов на усилие 8 т. Шаг установки рымов 25,0 м

Высокая набережная

Высокая набережная представляет собой железобетонный высокий свайный ростверк с облицовкой лицевой поверхности гранитом розового цвета. Камни гранитной облицовки до отм. 0,900 (БС) устанавливаются в опалубку, выше отм. 0,900 (БС) устанавливаются в навес. Бетон плиты ростверка и подпорной стенки – В25 F200 W6.

Свайное основание: передний вертикальный сплошной ряд из ж.б. шпунтовых свай толщ. 16см длиной 9 м и трех вертикальных рядов призматических ж.б. свай сечением 35*35см длиной 18 м. Шаг свай 1,5 м. Сваи погружаются высокочастотным вибропогружателем. Расчетная нагрузка на передние сваи – 35,0 т, на задние сваи – (-) 13,0 т, средний ряд свай забивается под отметку.

В качестве несущего слоя приняты пески пылеватые плотные:

  • угол внутреннего трения φI= 27о
  • сцепление сI = 0,03кг/см2
  • коэффициент пористости e = 0,500
  • модуль деформации Е = 350кг/см2

Ограждение участка высокой набережной – индивидуальная металлическая решетка. Площадка вдоль ограждения набережной на ширину 5,50 м вымощена гранитными плитами серого цвета. На площадке установлены декоративные вазоны из стали и чугуна.

Спуски

Спуски к воде представляют собой гранитные лестницы (цвет гранита розовый) на свайном основании с фасадными сборными ж.б. блоками, объединенными со сваями ж.б. монолитной плитой. Фасадные блоки облицованы гранитом розового цвета. Бетон плиты ростверка – В25 F200 W6.

Свайное основание: передний вертикальный сплошной ряд из ж.б. шпунтовых свай толщ. 16см длиной 9 м для спуска №1, длиной 7,5 м для спуска №2 и трех вертикальных рядов призматических ж.б. свай сечением 35х35см длиной 16 м. Шаг свай 1,2 м и 1,6 м. Сваи погружаются высокочастотным вибропогружателем.

Расчетная нагрузка на передние сваи – 20,0 т, на задние сваи – (-) 5,0 т, средний ряд свай забивается под отметку.
В качестве несущего слоя приняты супеси пылеватые с гравием и галькой пластичные:

  • угол внутреннего трения φI= 27о
  • сцепление сI = 0,05кг/см2
    -показатель текучести JL = 0,25
  • коэффициент пористости e = 0,366
  • модуль деформации Е = 170кг/см2

Лестницы окаймлены гранитными тетивами. На верхних и нижних площадках спусков устанавливаются гранитные тумбы. На верхних тумбах располагаются светильники аналогичные светильникам установленным в парке Каменноостровского дворца, на нижних тумбах – гранитные вазоны.

Конструктивные решения для стенки и спусков

Для предотвращения вымывания грунта из-за стенки предусмотрено устройство двухслойного обратного фильтра из щебня фракции 20-40 и песчано-гравийной смеси.

По длине набережная разделена на секции. Между секциями устраиваются деформационные швы Конструкция шва достаточно проста и надежна: внутреннее заполнение шва 3 слоями Мостопласта, вертикальное уплотнение-герметизация полиуретановым жгутом и разделка шва с фасада полиуретановой двухкомпонентной герметизирующей мастикой ТЭКТОР-203 (ТУ 5772-001-50002263-98) или двухкомпонентным полисульфидным (тиоколовым) отверждающимся герметиком АМ-05 с заполнением шва на глубину до 10мм. Ширина шва не более 20мм.

Расшивка швов между камнями облицовки и плитами мощения площадки на участке высокой стенки, производится ремонтным составом ЦМИД-3ГШ.

Бетонные поверхности, соприкасающиеся с грунтом, покрываются холодной мастикой «Славянка» (ТУ 5775-016-11149403-2006).

Стальные шпунтовые панели ПШС изолируются методом окрашивания.

Рекомендуемая система покрытия:

  • грунтовочный слой Цинотан;
  • промежуточный слой Ферротан;
  • 2 покрывных слоя Ферротан

Сведения о классе линейного объекта

В соответствии с п.5.1.8 СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» стенка набережной относится к III классу — как берегоукрепительное сооружение.

Идентификация линейного объекта – объект транспортной инфраструктуры.

Срок эксплуатации всего вооружения – 100 лет, при условии обеспечения нормального текущего содержания и выполнения ремонта.